Функциональная грамотность.
ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.
Функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач. Для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен прежде всего уметь работать с информацией: находить её, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и – что очень важно – перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из предметов, не только в рамках русского языка и литературного чтения. Осмысливать информацию и понимать, для чего она понадобится в будущем, важно в рамках каждого из школьных предметов: математики, окружающего мира и так далее.
Сегодня большая часть учебников учит детей решать задачи, исходя из явной информации. Но в обычной жизни в любом тексте есть и другой уровень, неявный. Например, когда мы рассматриваем билет в театр, в первую очередь в глаза бросается время спектакля, адрес театра – всё это явная информация. А вот когда мы, извлекая её, прикидываем, во сколько нам нужно выйти из дома, чтобы быть вовремя – это уже неявная для читателя информация. Другой пример – туристическая брошюра, в которой есть обычный текст, курсив или жирный шрифт, графики, схемы, таблицы. Можно читать её внимательно, а можно сфокусироваться на своей цели и извлечь конкретную информацию – например, цену билетов в музей, возможные варианты посещения музеев исходя из их расположения и так далее.
Нормативно - правовое обеспечение работы по повышению функциональной грамотности
Распоряжение Правительства Нижегородской области от 14.12.2021 №1327 - р "О создании межведомственного координационного совета по вопросу формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области"
Письмо министерства просвещения РФ от 17.10.2023г " О проведении комплекса мероприятий функциональной грамотности"
Приказ министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области от 17.9.2021 №316-01-64-60/21 "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Нижегородской области"
Приказ управления образования и молодежной политики администрации Городецкого муниципального района от 23.09.2022 №516а/п "Об организации работы по формированию и оценке обучающихся общеобразовательных организаций Городецкого муниципального райна в 2022-2023 учебном году"
Письмо УО и МП администрации Городецкого муниципального округа от 23.10.2023г "О проведении комплекса мероприятий по функциональной грамотности в 2023-2024 учебном году."
Документы МБОУ "Строчковская средняя школа" по функциональной грамотности
Приказ от 27.10.2023 № 177/п "Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся в 2023-2024 учебном году"
План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на 2023-2024 учебный год
Приказ №204/п от 29.11.2023г "О проведении комплекса мероприятий по функциональной грамотности в 2023-2024 учебном году"
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
1. https://fg.resh.edu.ru/
2. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
3. http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Материалы по функциональной грамотности
Марафон функциональной грамотности. Разбор заданий. (23.09.2021 Академия Минпросвещения России)
Открытые задания https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
Общероссийская оценка по модели PISA. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности» https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa. |