Эффективные формы работы психологической службы по здоровьесбережению обучающихся
Целью работы психологической службы является сохранение и укрепление психологического здоровья участников образовательного процесса, создание комфортных условий для формирования и развития личности обучающихся, творческой и социальной самореализации, профессионального самоопределения, повышения успешности обучения. Все виды деятельности психологической службы школы - диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, психопрофилактическое, организационно-методическое - направлены на реализацию данной цели и представляют комплексную работу по сохранению и укреплению психологического здоровья, которая включает в себя:
- формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровый образ жизни и самореализацию личности;
- своевременное выявление факторов риска в развитии и психосоциальной адаптации обучающихся;
- создание условий для получения необходимой психологической помощи;
- выбор методов и принципов работы, адекватных возрастным особенностям обучающихся;
- создание комфортной психологической среды для участников образовательного процесса в школе;
- профилактика факторов риска, нарушений психологического, психосоматического здоровья и отклоняющегося поведения.
В настоящее время выделяют следующие компоненты здоровья:
- соматическое – текущее состояние органов и систем организма человека. Любое соматическое нарушение, так или иначе, связано с изменениями в психическом состоянии человека. В одних случаях психическое состояние становится причиной болезни, а в других – физические недуги вызывают психические переживания;
- физическое – уровень роста и развития органов и систем организма;
- психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта;
- нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно–информативной сферы жизнедеятельности.
Использование здоровьесберегающих технологий в школе способствует сохранению и укреплению всех сторон здоровья обучающихся.
У каждого ребёнка надо стараться сформировать ответственность за своё здоровье. Этому способствует организация просветительской работы по здоровьесбережению для обучающихся, педагогов и родителей. Особенно эффективны лекции, беседы, дискуссии с просмотром видеоматериалов. Надо отметить, что в школе подготовлена видеокопилка с фильмами по здоровьесбережению, развитию личностных качеств, мотивации на позитивное восприятие себя и окружающего мира.
Следует отметить, что по результатам диагностики, просветительской работы часто проводятся консультации для решения тех или иных проблем. Запросы приходят как со стороны родителей, так и со стороны педагогов, классных руководителей. Только совместный поиск выхода из негативных ситуаций способствует положительному разрешению создавшихся проблем. Отрадно и то, что за консультациями обращаются и сами дети. Владение информацией, анализ ситуаций способствует сохранению здоровья, а порой и жизни обучающихся.